Продажи являются ключевым бизнес-процессом торгового предприятия, основное назначение которого – эффективное удовлетворение потребностей клиентов, для которых компания производит товар или оказывает услуги. За счет правильно организованного процесса продаж компания обеспечивает себе прибыль и необходимую позицию на рынке. Поэтому управление продажами является ключевой зоной внимания каждого руководителя.
Наиболее часто встречающиеся проблемы в сфере торговли:
Вся информация находится «в голове» у сотрудников;
У сотрудников недостаточно информации, либо она не актуальная;
Бизнес растет, прозрачность процессов на предприятии уменьшается;
Не понятно, когда, сколько, к какому сроку какого товара закупить;
Срывы сроков поставок товаров от поставщиков;
Долги перед поставщиками;
Неплатежеспособность клиентов;
Сокращение оборотов;
Затоваривание складов;
Срывы сроков отгрузки товаров клиенту;
Дебиторская задолженность;
Не понятно какую реальную прибыль получает предприятие;
Не понятно какой бюджет закладывать на закупку товара в целом, либо по определенным категориям;
Что сделать, чтобы решить подобные проблемы. Для эффективного управления процессом продаж, организации его взаимодействия со смежными процессами компании необходимо обеспечить решение следующих задач:
1. Информирование сотрудников, участвующих в процессе продаж:
О наличии товаров и их количестве;
Существующих ценах и их изменении
Сроках поставки товара на склад;
Дебиторской задолженности, существующей у закрепленных за ними клиентов;
Планах продаж;
Регламентах и правилах, принятых в компании.
2. Нормирование ключевых задач, обеспечивающих выполнение процесса продаж: Нормирование времени на выполнение основных операций в цепочке поставок (например: обработка заказа покупателя – формирование заказа на закупку – приемка товара на склад – комплектация заказа – отгрузка);
Определение минимального складского запаса, необходимого для быстрого удовлетворения потребности клиентов в товарах;
Разработка нормативов по обеспечению процесса продаж – количество контактов, сделок, клиентов, плановый объем продаж;
Регламентация взаимодействия между службами, задействованными в цепочке поставок, по обмену информационными и материальными потоками.
3. Обеспечение контроля исполнения всех этапов процесса продаж, а также исполнения заданий.
Для решения подобных «торговых» проблем применяется следующие программы для автоматизации бизнеса: